
Разъяснения дает помощник прокурора Кировского района г. Саратова Попов Иван Андреевич
Конституцией Российской Федерации провозглашена обязанность государства обеспечить потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Реализация этого положения осуществляется посредством механизмов, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством. Так, в соответствии со ст. 21 УПК РФ прокурор, а также следователь и дознаватель от имени государства осуществляют уголовное преследование по делам публичного и частно-публичного обвинения. В каждом случае обнаружения признаков преступления они обязаны принять предусмотренные законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.
Сотрудники полиции не имеют права не принимать обращения граждан, так как согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагаются в том числе обязанности принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры.
С заявлением о преступлении (устным или письменным, с использованием любого существующего вида связи) в правоохранительные органы в настоящее время вправе обратиться абсолютно любое лицо, при этом неважно, в отношении кого совершено преступление - обратившегося или кого-то другого. При этом лицо, которое обращается с заявлением о преступлении, не обязано подавать (или направлять) данное заявление строго в орган, к компетенции которого относится расследование совершенного преступления, поскольку в силу положений п. 3 ч. 1 ст. 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ) предусмотрена передача таких заявлений в другие органы с соответствующей компетенцией.
Поступающие сообщения о преступлениях должны приниматься вне зависимости от места и времени их совершения, полноты содержащихся в них сведений и формы представления, в том числе, в дежурных частях органов внутренних дел (МВД). Такие сообщения принимаются круглосуточно, а также в обязательном порядке регистрируются в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (КУСП). Отказ в приеме информации о преступлении, в силу положений ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 144 УПК РФ недопустим.
В случае если Вам по каким-либо причинам, под любыми предлогами отказали в принятии заявления о преступлении, рекомендуем:
- во-первых, незамедлительно обратиться на телефоны дежурных частей вышестоящих органов. Информация о таких номерах всегда доступна на официальных сайтах указанных органов либо на информационных стендах в зданиях территориальных отделов полиции;
- во-вторых, возможно направление заявления почтой, однако, следует учитывать, что это займет больше времени, чем непосредственное личное обращение в правоохранительные органы;
- в-третьих, не оставляйте такое грубое нарушение закона без реакции, постарайтесь зафиксировать отказ в принятии заявления, например, узнайте и запишите контактные данные очевидцев отказа. В случае, если вы звоните в дежурную часть органа внутренних дел напрямую, учтите, что разговоры фиксируются и могут впоследствии стать доказательством того, что Ваше сообщение не было принято и зарегистрировано в установленном
Исходя из положения ст. 141 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.
Статья 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации определяет порядок рассмотрения жалобы прокурором. В соответствии с данной статьей, прокурор должен рассмотреть полученную жалобу в течение 3 суток с момента ее получения. Однако в особых случаях, когда требуется проверить жалобу и получить дополнительные материалы или принять другие меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем заявитель должен быть уведомлен. По результатам рассмотрения жалобы, прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении. Если жалоба удовлетворяется, то в постановлении должны быть указаны конкретные процессуальные действия, которые будут предприняты для ускорения рассмотрения дела, а также установлены сроки их выполнения. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о принятом решении по жалобе и о дальнейшей процедуре обжалования данного решения.